Воспитательная работа с классным коллективом.
Кунова Светлана Викторовна учитель географии МБОУ «Александровская школа» с. Александровка Красногвардейского района Республики Крым
В своей работе с детским коллективом я всецело руководствуюсь словами Ж. Ж. Руссо: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет… прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек …и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своём месте».
Прежде, чем приступить к работе с новым классным коллективом я всегда провожу подробную диагностику социального статуса семей, уровня образованности родителей и детей. Так как считаю, что именно в семье закладываются основы нравственного воспитания, мотивация обучения ребенка, поэтому очень важно знать условия жизни и воспитания учащихся, семейные интересы и ценности. Так же изучаю состояние психологического и физического здоровья детей.
В течение первого года изучаю особенности формирования личности в классном коллективе, взаимоотношения детей, внутреннюю основу симпатий и антипатий в классе. В этом мне помогает школьный психолог.
Обобщив результат диагностирования, и составив психологический портрет класса, изучив воспитательные проблемы района и школы, я формулирую проблему, над которой буду работать, ставлю цели и задачи на перспективу, определяю принципы и приоритеты воспитания классного коллектива.
На мой взгляд, цель воспитания заключается в эффективном содействии формированию полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Перед собой я ставлю следующие задачи воспитания:
- Создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
- Вовлекать учащихся в интеллектуальную, творческую и общественно-значимую деятельность;
- Укреплять здоровье, формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- Развивать нравственные качества;
- Развивать самоуправление учащихся;
- Создать условия для участия семьи и общественности в воспитательном процессе;
- Привлекать родителей к участию в самоуправлении школой.
В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
- индивидуальности (т.к. каждый ребенок уникален и нуждается во внимании и понимании со стороны педагога);
- выбора (т.е. ребенок должен иметь выбор в определении форм и способов организации воспитательного процесса);
- доверия и поддержки (доверяя своим воспитанникам, нужно поддерживать их стремления к развитию, самореализации);
- самостоятельности;
- ответственности (я думаю, что доверяя и поддерживая выбор ребенка, педагог дает возможность воспитаннику проявить самостоятельность и нести ответственность за принятые решения);
- творчества и успеха (этот принцип дает возможность ребенку поверить в собственные силы, способствует позитивному восприятию происходящего).
Приоритеты в воспитательной работе с классным коллективом для меня таковы:
- здоровье;
- интеллект;
- нравственность;
- творчество.
Работая с классом по приоритетным направлениям, активно использую в своей работе методику интегрированного курса «Культура добрососедства», широко используя элементы тренингов, психологические тесты, игровые формы работы: «минутки шалости», «создание портрета класса», «выслушай и верни», «ярлыки» и др.
Практикую в своей работе совместные экскурсии детей и родителей по интересным местам Крыма.
Как результат совместной воспитательной работы родителей, классного руководителя, педагогического коллектива является личность выпускника. Выпускник, который обладает нравственными нормами поведения, культурой общения в коллективе, испытывает потребность в труде, имеет способности к профессиональной деятельности, способность рационально организовывать свою деятельность и может сотрудничать с другими людьми, сможет найти достойное место в обществе.
Список литературы:
1. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - Москва: Сфера, 2002.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Москва: Политиздат, 1975.
|