ФГОС. Федеральный государственный стандарт
1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Переходим на ФГОС и мы.
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является ?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Что такое, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Художественно – эстетическая деятельность;
- Научно – познавательная деятельность;
- Военно-патриотическая деятельность;
- Общественно-полезная деятельность;
- Проектная деятельность.
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в Портфолио ученика начальной школы
Динамичные изменения, происходящие в нашей жизни, не могли не затронуть систему образования. Сегодня уже в начальной школе от ученика требуется то, о чем раньше ни учителя, ни родители не могли и помыслить. Например, школьнику важно уметь работать на компьютере, обращаться с различными средствами связи и иметь портфолио.
По аналогии с портфолио специалистов и организаций портфолио ученика начальной школы – это свод самой разнообразной информации о нем. Здесь должны быть представлены сведения о достижениях, интересах, увлечениях, результатах деятельности ребенка.
Портфолио презентует личность ученика, делает более наглядной данные о нем, позволяет быстро получить представление о том, что это за ребенок, чем он увлечен, насколько целеустремленно и успешно он учится, занимается своим хобби, есть ли у него планы и мечты. Но портфолио – это не только общая презентация личности ребенка, но и весьма содержательный документ, полезный для педагогов, администрации школы, психологов, преподавателей кружков и других людей, принимающих участие в судьбе школьника. Шаг за шагом в портфолио заносится информация об успехах в учебе, спорте, творчестве, внешкольной деятельности. Становится очевидной динамика развития ребенка, его потенциал.
Портфолио ученика оформляется в достаточно свободной форме, ведь это не аттестат и не диплом. Однако определенные правила, требования к заполнению портфолио все-таки имеются. Портфолио должно содержать определенные разделы, каждый из которых затрагивает ту или иную сферу жизни, личности и деятельности ребенка. Создавая портфолио, необходимо помнить, что, с одной стороны, оно должно быть информативным, ярким, интересным, а с другой – лаконичным и конкретным.
На сегодняшний день принята следующая примерная структура портфолио ученика начальной школы:
- титульный лист. Здесь необходимо указать ФИО ребенка, номер школы, класс. Хорошо, если титульный лист будет украшать удачная фотография школьника;
- фото. Вы можете поместить в этот раздел семейные снимки, фотографии ребенка, фото, запечатлевшие важные события его жизни. Снимков должно быть немного, но они должны быть красивыми, яркими, жизнерадостными;
- сведения о семье – родителях, сестрах, братьях, бабушках и дедушках. По желанию можно разместить сведения о профессии членов семьи;
- увлечения и хобби. Что я люблю? Чем увлекаюсь? Какие достижения у меня есть?
- успехи в учебе. Здесь фиксируются все важнейшие учебные показатели. Вы можете вносить в этот раздел как текущие оценки по всем предметам, так и итоговые – за четверти и за год;
- внешкольная деятельность – участие в кружках и секциях, а также занятия с частными преподавателями. Необходимо указать название кружка или секции, тематику, период занятий, достижения ребенка. Хорошо, если вы сможете разместить здесь данные об участии в соревнованиях, конкурсах, выставках, а также о завоеванных местах и наградах;
- общественная работа. Здесь могут быть краткие рассказы о субботниках, выступлениях и других общественных мероприятиях, в которых ребенок принимал участие;
- творческие успехи. Литературное творчество, рисование, лепка, шитье – любые удачные работы можно зафиксировать в портфолио;
- планы на будущее. Этот пункт позволит ребенку научиться прогнозировать свое будущее, планировать, оценивать свои способности возможности, а затем проверять себя.
В портфолио могут быть и другие разделы – например, с информацией по развитию техники чтения, участию в олимпиадах, путешествиях и т.д.
Как видите, портфолио ученика – это содержательный, многогранный документ, который проще всего делать по готовому шаблону. Вы можете скачать «пустое» портфолио на специализированных сайтах, а затем постепенно заполнять его по мере роста и развития вашего ребенка. Мы предлагаем вам красочный, наглядный, доходчивый шаблон, с которым очень удобно работать.
Оформляя портфолио, необходимо помнить, что оно нужно не только взрослым – учителям и родителям, но и самому школьнику. Очень важно заполнять его вместе с ребенком, чтобы он воочию видел, каковы его результаты, есть ли положительные или отрицательные изменения, а также учился строить планы и контролировать их выполнение.
Еще раз перечислим цели создания портфолио ученика начальной школы:
- служит презентацией личности, интересов, достижений школьника;
- представляет наглядную информацию педагогам;
- позволяет следить за динамикой развития малыша;
- служит отличным подспорьем в воспитании ребенка, нацеливает его на результат,
- прививает навыки планирования и самоконтроля, является законным предметом гордости.
С готовым шаблоном создать портфолио ученика начальной школы несложно. Вместе потрудившись над портфолио, вы не просто получите ценный документ, но и с пользой проведете время, сможете многому научить своего ребенка.в основе современной научной картины мира.