Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 14:15

МБОУ "Александровская школа"

Версия для слабовидящих

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Организация воспитательной работы [6]
психология [3]
Современный урок [2]

Каталог статей

Главная » Статьи » Современный урок

Конструктор современного урока
«Конструктор» современного урока
[ Скачать с сервера (164.0Kb) ] 08.02.2016, 12:55

«Конструктор» современного урока

Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является его направленность на обеспечение системно-деятельностного подхода, перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся и подготовке их к жизни в современных условиях. Мастерство учителя   не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний.

Немецкий педагог А. Дистервег писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».

Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал  активным участником «экспедиции открытий»?

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.

       Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Конструктор урока

Этапы урока

1

2

3

4

5

….

Начало урока

Простой опрос по базовым вопросам

“Да –нет”

Фантастическая добавка

Взаимоопрос

Театрализация

Обсуждение выполнения домашнего задания

Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Удивляй!

Практичность теории

Доклад

Проблемный диалог

Лови ошибку!

Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку!

Пресс – конференция

Игра – тренинг

Взаимоопрос

 

Деловая игра “Компетентность”

Повторение

Своя опора

Повторяем с контролем

Свои примеры

Пересечение тем

Игра в случайность

Показательный ответ

Контроль

“Светофор”

Опрос по цепочке

Программ

мируемый опрос

Обычная контрольная работа

Выборочный контроль

Блиц - контрольная

Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычнось обычного

Творчество работает на будущее

Индивидуальное задание

 

Конец урока

Опрос - итог

Отсроченная отгадка

Роль “подводящий итог”

 Синквейн

Роль “Психолог”

 

 

Шпаргалка Конструктор урока

 

Урок   —    это организационная   единица   учебного   процесса,   функция   которой   состоит    в   достижении завершенной, но частичной цели обучения.

Параметр

Возможные   формы реализации

Тип урока (определяется в соответствии с дидактическими целями урока)

  • комбинированные (смешанные);
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки обобщения и систематизации изученного;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений;
  • уроки практического применения знаний, умений

(Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

Формы уроков

(форма организации учебной деятельности)

1.      Уроки-«Погружения»

2.      Уроки – деловые игры

3.      Уроки – пресс-конференции

4.      Уроки-соревнования

5.      Театрализованные уроки

6.      Уроки-консультации

7.      Компьютерные уроки

8.      Уроки с групповыми формами работы

9.      Уроки взаимообучения учащихся

10.  Уроки творчества

11.   Уроки-аукционы

12.   Уроки, которые ведут учащиеся

13.   Уроки-зачеты

14.    Уроки – творческие отчеты

15.    Уроки-конкурсы

19.    Уроки-общения

20.    Уроки-фантазии

21.    Уроки-игры

22.   Уроки-«суды»

23.   Уроки поиска истины

24.    Уроки-концерты

25.   Уроки-диалоги

26.   Уроки «Следствия ведут знатоки»

27.   Уроки – ролевые игры

28.     Уроки-конференции

29.    Уроки-семинары

30.    Уроки – «круговая тренировка»

В.М.Лизинский

Методы обучения

·         объяснительно-иллюстративный

·         репродуктивный

·         проблемного обучения

·         частично-поисковый

·         исследовательский

И.Я.Лернер

Приемы мотивации

 

(мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования)

1.“Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

2. “Кумир”

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказать вам о необходимости изучения этой темы?

3. “Автор”.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

4. “Оратор”.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

5. “Линия времени”.

Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.  

Технологии обучения

·         дифференцированного обучения

·         групповые технологии

·         игровые технологии

·         технология развития критического мышления

·         метод проектов

Приемы и средства для формирования познавательной активности

- увлеченное преподавание

- новизна учебного материала

- историзм

- связь знаний с судьбами людей, их открывших

- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся

- использование новых и нетрадиционных форм обучения

- чередование форм и методов обучения

- проблемное обучение

- обучение с компьютерной поддержкой

-использование интерактивных компьютерных средств

- взаимообучение (в парах, микрогруппах)

- тестирование ЗУН

- показ достижений обучаемых

- создание ситуаций успеха

- соревнование

- создание положительного микроклимата в группе

- доверие к обучаемому

- педагогический такт и мастерство педагога

- положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,

- гуманизация межличностных отношений и др.

Рефлексия

Рефлексия

Участникам мастер-класса предложено написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П– позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)

Первое предложение (позиция) начинается со слов:
«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать на примере …».
Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

 

 

Конструктор целей урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная  цель — формирование системы знаний, умений и навыков.

 

Урок изучения нового.

Урок-практикум,

урок обобщения и систематизации знаний

Урок - контрольная

Формирование  умений (предметных или общих учебных)

Ликвидация  пробелов, предупреждение возможных ошибок.

 

1.  Восстановить знания о...

1. Расширить представления о...

1. Проконтролировать знания...

1.Начать (продолжить) формирование умения...

1.Откорректировать знания по теме..., обратив внимание на следующие ошибки...

 

2. Сформировать представление о...

2.   Развить и конкретизировать знания о...

2.    Определить уровень усвоения...

 

3.   Ознакомить с...

3.   Закрепить знания о...

 

2.Научить пользоваться алгоритмом...

 

4.   Рассмотреть...

4.   Применить знания о... для (объяснения наблюдений, решения проблемных задач...).

 

5.  Показать особенности строения (влияние)...

2.Предупредить возникновение ошибок.

 

3.Закрепить умение...

 

6.   Начать формирование понятия...

5.    Обобщить и систематизировать знания о...

4. Продолжить отработку умения...

 

 

7.   Раскрыть понятие (сущность, разнообразие, особенности)...

6.  Установить связи между...

 

 

5.Проверить степень сформированности умения

 

8.    Охарактеризовать.

 

9.     Выявить значение…

 

10.         Объяснить причины...

 

11.   Установить взаимосвязь (зависимость, закономерность)...

 

12.    Добиться понимания...

 

13.   Углубить (расширить) знания о...

 

Развивающий аспект урока связан с развити-ем психичес-ких процес-

сов. 

Развитие  логического мышления:

выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать

Развитие  речевой деятельности.

Развитие творческих способностей, воображения, самостоятельности

Развитие внимания, памяти, воли, чувств, эмоций, фантазии

 

 

Воспита-тельный аспект   подразумевает формирование мировоз-зрения и воспита-ние личност-ных качеств.

бережного отношения к природе;

 

интереса к знаниям, культуры умственного труда; чувства ответственности за результаты своего труда;

 

культуры общения, коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия); трудолюбия, чувства долга, самодисциплины;

 

настойчивости и упорства в достижении цели; эстетических взглядов и вкусов; рефлексивных качеств личности

материалистическое мировоззрение, формируем научную картину мира как компонент общечеловеческой культуры, развиваем представления о целостности и материальности живой природы

 

Предметные

 

Работа с микроскопом; приготовление микропрепаратов.

 

наблюдение за натуральными объектами

работа с гербариями и коллекциями

распознавание клеток и их органоидов, тканей, органов растений, систем органов животных

составление пищевых цепей

 

Общие учебные

 

Информационные

Интеллектуальные:

 

свертывание и развертывание информации; работа с текстом и рисунками учебника (нахождение нужных сведений, выделение главного, составление плана и опорных схем, поиск скрытой информации); работа с дополнительной литературой.

анализ и синтез; определение понятий; сравнение, обобщение и систематизация; классификация; установление аналогий, причинно-следственных связей и взаимозависимостей; выдвижение гипотез; доказательства и опровержения; решение проблемных задач.

 

 

 

 

Литература:

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники.  — М.: Вита-Пресс, 2006 или [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp://www.trizway.com/art/book/42.html
  2. Пуденкова Е. А. Проектирование современного урока на основе методического конструктора ---  методист по физике центра инновационных образовательных технологий ПОИПКРО, г. Псков  ele-pudenkova@yandex.ru
Категория: Современный урок | Добавил: Irina (13.06.2016)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz