Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 12:31

МБОУ "Александровская школа"

Версия для слабовидящих

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Организация воспитательной работы [6]
психология [3]
Современный урок [2]

Каталог статей

Главная » Статьи » Современный урок

Современный урок географии

Современный урок географии.

 

С.В. Кунова, учитель географии

МБОУ «Александровская школа»,

Красногвардейского района, Республики Крым

 

В условиях современного развития российского образования проблема формирования ключевых компетенций представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одной из приоритетных задач.

 

Долгое время образование во многом базировалось на достижениях мировой  и российской дидактики, методах  и формах вербальной передачи знаний,  когда учитель являлся основным информатором и контролером учеников. Вызовы, перед которыми оказалось современное человечество, показали, что передача знаний требует совершенно других подходов.

В 21 веке главным ресурсом становиться – человек. Человек  креативный, обладающий системой знаний, умений, навыков, инициатив, профессионал своего дела. Поэтому определяющая задача современной системы образования формирование у ученика способности и потребности  в непрерывном образовании  длиною в жизнь.  Это привело к смене самой парадигмы образования, которая отражается в Концепции модернизации российского образования  в Положении о том, что “Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода “мерило” современного качества образования”.

В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:

1. Социальные (социально-трудовые) (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.

2. Поликультурные (общекультурные и ценностно-смысловые) – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.

3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.

4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

5. Саморазвитие и самообразование (личностного самосовершенствования) – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.

6. Продуктивной творческой деятельности (учебно-познавательные).

На мой взгляд, компетентности подход заключается в том, чтобы соблюдать целостность обучения и освоение мастерства применения полученных знаний на практике. Знания, получаемые в школе, должны быть максимально приближены к жизни, к потребностям, к профессии. Это позволит выпускникам школ найти свое место в современном обществе.

Новая рубрика «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» в Стандарте школьного географического образования, заставляет задуматься учителя над новыми практическими заданиями, которые ученик может эффективно выполнять, применяя полученные знания.

На уроках мною используются различные виды работ направленные на усиление практической направленности школьной географии. Это работа с учебником, географической и научно-популярной литературой, работа с картами и картосхемами, работа со статистическими материалами, наблюдение за окружающей средой, работа с ресурсами ГИС и Интернет, учебные проекты, практикумы, работа на местности, съемка местности.

По моему мнению, формирование ключевых компетенций возможно только при использовании инновационных форм организации обучения. Элементы игровых, блочно-модульных, уроки с использованием элементов технологии критического мышления, ИКТ активно использую при проведении уроков географии. 

Использование на уроках ЛОС (листов опорных сигналов) и СЛС (смысловых логических схем) дает возможность научить школьника отбору главного, осмыслению закономерностей природных процессов. Взаимная заинтересованность, понимание целей и задач, взаимное доверие, возникающее во время работы над созданием  ЛОС, создает ситуацию успеха для ученика и как результат максимальное усвоение материала.

Работая с учебником, картами, ребята самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и составляют таблицы, в схемы, сохраняют и передают информацию участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. На таких уроках ученики самостоятельно определяют  цели и порядок работы, планируют свою деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Находят свои ошибки и проблемы, анализируют и критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность, развивает критическое мышление.

Работу по модульной технологии начинаю с 6 класса. Необычность процесса обучения создает благоприятный морально-психологический климат в классном коллективе, изучать новый материал становится интересней, ребята  учатся без «двоек», а это повышает мотивацию, увеличивается стремление учеников к самообразованию, вырабатывается длительный стойкий интерес к предмету.

В 7-11 классах социальные, поликультурные, коммуникативные компетентности формируются на уроках с использованием ИКТ. Ребята создают компьютерные презентации по темам: «Природа материков»,  «Животный и растительный мир материков», «Сравнительная характеристика стран мира». Следующий шаг – это демонстрация своей работы классному коллективу и обсуждение полученной информации.

Школьная география – это предмет, который изучает как особенности развития природы, так и законы развития общества.  Поэтому изучая отдельные темы, использую мини-проекты, в которых прослеживается их взаимосвязь. В 8 классе это мини-проекты по теме «Заповедники России», «Природно-хозяйственные зоны России» и др. Задачи мини-проектов ­­­– обучение планированию, формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, умение анализировать, умение составлять письменный отчет, формирование позитивного отношения к работе. У учащихся в данной работе формируются все виды компетенций.

Так же в работе по формированию ключевых компетенций способствует использование интерактивных методов, таких как «мозговой штурм», «лови ошибку», «найди лишнее», «заочная экскурсия» и др.

Немаловажным моментом является и мотивация к обучению. Здесь необходимо учитывать личностные и возрастные особенности школьников. У одних ребят интерес к учебе держится на занимательности, у других – на желании заглянуть вглубь вещей, а кто-то стремится к практике.

Новый подход к организации урока изменил и мою позицию как учителя, моя роль на уроке -  помощник и организатор работы. Ребенок учится у нас не только наукам, он принимает модели поведения в человеческом обществе. Авторитарный стиль управления дисциплинирует, но он практически не работает там, где требуется креативность, нестандартный взгляд на учебную проблему. Опасение быть не понятым, не услышанным, недооцененным может снизить желание ученика пойти на сотрудничество, проявить смелость и предложить свое видение проблемы. Моя задача создать условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Для этого необходимо мне как учителю развивать свою профессиональную (предметную) компетентность, креативность, постоянное самообразование и саморазвитие.

Современные реалии доказывают, что компетентность – это не предметные специфические умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста. Только компетентный человек будет востребован и успешен в обществе. Задача современной школы создать, воспитать такого человека.

 

Список литературы

1.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– Москва: Академия, 2000.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998.

3.  Третьяков П.И, Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – Москва: Новая щкола, 2001.

Категория: Современный урок | Добавил: Irina (23.04.2016)
Просмотров: 797 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz